Мини-садик: преимущества разновозрастной группы

Некоторые мини-садики в числе своих преимуществ называют одновозрастные группы.
Я же Вам расскажу о преимуществах разновозрастных групп в детском садике.
В разновозрастных группах в мини-садике старшие учатся заботиться о младших, быть примером. Происходит передача опыта старших детей – младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.
В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. Разновозрастной состав группы мини садика имеет преимущество перед одновозрастным в развитии речи младших детей.
Малышам есть с кого брать пример и за кем тянуться и они развиваются быстрее.
Некоторые дети опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими.
В разновозрастной группе в мини-садике в выигрыше оказываются и дети постарше, и малыши. Общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех и других.
Разновозрастные группы не противоречат действующим СанПиН, устанавливающим требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях при условии организации режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
В разновозрастной группе садика требуется проведение развивающих занятий отдельно для маленьких детей и детей постарше. Для этого в мини-садике “Теремок” 2 педагога.
Наконец, у малышей и детей постарше разный уровень восприимчивости к простудным заболеваниям. Смешанная группа с большей вероятностью “продержится” и не уйдет на карантин во время эпидемии гриппа и других сезонных заболеваний.

Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

Методические рекомендации “Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада”,  составители Наугольных Л.Г., Раева В.В., Костромской областной институт повышения квалификации работников образования

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год – сильным умным, справедливым. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они главные помощники воспитателя, им разрешается то, что не разрешено младшим. Кроме того, старшие дети знают много интересных игр, умеют прыгать через скакалку, ловко кидать и ловить мяч, быстро бегать. Они могут прийти на помощь, успокоить и помирить малышей.

Лариса Зарецкая, воспитатель г. Москва, “Разновозрастная группа – живой социальный организм”