Сколько детей на одного воспитателя должно быть в садике: советы Онищенко

Сегодня я затрону важную тему: сколько детей должно приходиться на одного воспитателя в дошкольном образовательном учреждении, частном детском садике или мини-садике.

Вопрос будет рассматриваться не с точки зрения психологии и педагогики, а с точки зрения действующих нормативных документов, а именно с точки зрения СанПиН 2.4.1.2660-10. “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”. Поэтому заметка выходит в традиционной рубрике “советы Онищенко”.

Предыдущий “совет” главного санитарного врача “Сколько можно заниматься в детском садике?” заслуживает исключительно положительных отзывов. Действительно, все хорошо в меру. Давайте не будем лишать детей детства и ограничим непосредственную образовательную деятельность в детском садике.

Речь пойдет об уплотнении в детских садах.
Проблема “уплотнения” возникла, когда государство осознало, что не способно обеспечить всех детей дошкольного возраста местом в детском садике. Проблема нехватки мест в детских садах решается несколькими способами. Сегодня я затрону уплотнение. Еще Вы можете прочитать статью о программе поддержки мини-садиков в Свердловской области.

Как я уже писала одним из главных документов для детских садиков является СанПиН 2.4.1.2660-10. “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”.
Вопросам количественного формирования групп в садиках посвящены пункты 1.10 – 1.12. Пункты 1.11 и 1.12 относятся к группам детей в дошкольной организации компенсирующей направленности и групп комбинированной направленности, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Нас интересуют исключительно здоровые дети, которых пока что большинство.

Итак, согласно пункту 1.10 СанПиН количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
То есть при формировании групп в детском садике необходимо исходить из площади игровой комнаты. Чем она больше, тем больше детей можно набрать в группу. Какие-либо другие критерии количественного формирования групп в санитарных правилах и нормах не содержаться.

Обратите внимание, что в нынешней редакции СанПиН действует с 4 февраля 2011 года.
До этого времени принцип наполнения групп в детском садике был другим. Количество детей в группе детского садика определялось исходя из предельной наполняемости.
Нормы для ясельного возраста были
– от 2 месяцев до 1 года – не более 10 человек;
– от 1 года до 3 лет – не более 15 человек;
– при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 человек.
Нормы для дошкольного возраста были
– для детей 3 – 7 лет – не более 20 человек (оптимальная – 15 человек);
– разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 – 7 лет) – не более 10 человек;
– при наличии в группе детей любых двух возрастов (3 – 7 лет) – не более 20 человек (оптимальная – 15 человек).
Такие же нормы наполняемости групп садиков содержали СанПиН 2.4.1.1249-03. 2.4.1. Гигиена детей и подростков. Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы”, которые действовали ранее.
Сейчас, видимо, эти нормы стали мешать предоставить места в детских садах всем нуждающимся.
Благодаря новым нормам стало возможным сэкономить бюджетные деньги и направить их на “более важные” направления.

Таким образом, на сегодняшний день вопрос о том, сколько детей должно быть на одного воспитателя должно быть в садике государством никак не регулируется. Существуют определенное количество штатных единиц на группу детей, а детей может быть и 25 и более.
Установление нормы 2 кв.м. игровой комнаты на одного ребенка позволяет “покреативить” муниципальным детским садикам и мини-садикам. Например, зачем детям спальня? Вполне возможно спальни переоборудовать в игровые и спать на раскладных кроватях с жестким ложем. Так из игровой и спальни одной группы получается два группы. Если такое допускает мини садик, то выбирать есть из чего. Конкуренция среди частных детских садиков огромная. В случае муниципального детского сада выбирать не приходится.

О качестве дошкольного образования и воспитания уже никто не задумывается. Количество воспитателей, естественно, увеличиваться не будет.
Увеличение количества детей в группе неблагоприятно сказывается на содержании и воспитании детей, их физическом и психологическом здоровье. Представьте себе, 25 и более детей один воспитатель и одна няня. Я не могу представить, каким образом вдвоем можно справляться с таким количеством детей.
Для сравнения: в мини садике “Теремок” на одного воспитателя приходится не более восьми детей.
Поэтому на сегодняшний день мини-садики – достойная альтернатива дошкольным образовательным учреждениям.